Василий Поленов
 
 
   

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Новая вещественность


(по-немецки Neue Sachlichkeit)

Натюрморт с гитарой (Александр Канольдт) Магический реализм, одно из направлений неоклассицизма, течение в немецкой живописи и графике 1920-х г., охватившее живопись, литературу, архитектуру, фотографию, кино, музыку.

Течение возникло в ответ на чрезмерный формализм и индивидуалистический протест экспрессионизма и было связано с очередным всплеском развития неоклассицизма в искусстве Европы. По направленности было близко таким направлениям современного искусства, как французский неоэнгризм и итальянская «метафизическая живопись».

Идеологическому хаосу буржуазного общества, лихорадочному ритму современной жизни мастера, работавшие в данном направлении, пытались противопоставить своего рода прообраз мистифицированного, прозрачно кристального, будто бы реального мира.

Создавая этот искусственный мир в самых подробных, гиперболизировано-чётких деталях, такие художники, как, к примеру, Шримпф, Мензе, Канольдт, отображали в своём творчестве ощущение отторжения отдельной индивидуальности от механистической, бездушной реальности.
Автопортрет (Георг Шримпф)
Другие мастера, утрируя её выразительные средства, придавая им характер гротеска, сознательно сообщали своему творчеству острокритическую социальную направленность, как это делали Дикс и Грос.

Название новая вещественность ввёл в обиход в 1923 году директор Маннгеймского художественного музея Густав Хартлауб, пытаясь определить новый реализм в живописи. Хартлауб характеризовал этот реализм так: «Он был связан с повальными настроениями цинизма и покорности судьбе, которые охватили немцев после того, как обратились в прах их радужные надежды на будущее (они-то и нашли себе отдушину в экспрессионизме).

Цинизм и покорность судьбе составляли отрицательную сторону, "новой вещественности". Положительная сторона заключалась в том, что к непосредственной действительности относились с повышенным интересом, поскольку у художников возникло сильное желание воспринимать реальные вещи такими, какие они есть, безо всяких идеализирующих или романтических фильтров».

Общим знаменателем нового пути фотографии в начале 20 века был уход от художественных принципов и приемов, заимствованных из живописи или графики, и предпочтение чисто фотографических средств выражения.

Творческие стремления с самого начала шли в двух главных направлениях, из которых первое (более сильное в США) ставило своей целью «фотографическое изображение мира», в то время как второе (более сильное в Европе) на первое место ставило «мир фотографического изображения». Первое направление получило в США название в более широком смысле непосредственная, прямая фотография (Straight photography), или в более узком значении - новая вещественность, объективность (New objectivity).

Американская готика (Грент Вуд)Работы американца Пола Стрэнда 1910-х годов являются первыми примерами «новой вещественности» в фотографии. Он предвосхитил типичные сюжеты нового направления в светописи, тем, что наряду с репортажными снимками он фотографировал «абстрактные» формы предметов быта, а позднее детали машин, природные образования, корни деревьев, поверхность камней. Эти сюжеты резко отличались от тех, которые были раньше. Перемена сюжетов мотивировалась новым интересом к предмету, к наружному виду вещей окружающего мира.

В книге Ренгер-Патча «Мир прекрасен» было опубликовано около сотни фотографий растений, индустриальных объектов, предметов массового производства. Раскрытие красоты ничего не значащих предметов чисто фотографическими методами — программное положение Ренгер-Патча. В своей книге Ренгер-Патч писал «Оставим искусство художникам и попытаемся с помощью фотографических средств создавать изображения, которые могли бы защитить свою честь фотографическими качествами, не прибегая к кредиту из области искусств».

Европейская и американская ветви «новой вещественности» встретились на знаменитой штутгартской выставке «Фильм и фото» 1929 г.

Данное направление исчерпалось к 1933 году, с приходом нацизма к власти и установлением единой государственной политики в сфере искусства.


Руки кукловода (Тина Модотти)
Руки кукловода.
Тина Модотти. 1929 г.

Пол Стрэнд
Пол Стрэнд.

Нью-Йорк. Угол 83-й улицы и Вест-Энд Авеню (Пол Стрэнд)
Нью Йорк. Угол 83 улицы и Вест Энд Авеню.
Пол-Стрэнд. 1915 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Василий Дмитриевич Поленов. Сайт художника.